Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования последствий ДТП, где был поврежден автомобиль, где пострадали водитель, пешеходы, пассажиры является экспертиза дорожных происшествий, которую в различных случаях граждане разнолико называют то дорожно-транспортной, то дорожной, то автодорожной.

Примечательно и то, что ни одно из указанных наименований не является научно-обоснованным и правильным.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) в настоящее время продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных причин.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела это уникальное название более семи лет тому назад, количество практикующих адвокатов, юристов, следователей, судей продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая только класс экспертиз, не определяя вида экспертного исследования.

В результате такого общего и абстрактного обозначения требуемой экспертизы, в практике довольно часто складываются ситуации, когда в адрес учреждения, где присутствуют тоже бы как «автоэксперты» (оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей), приходят материалы уголовного дела, где требуются знания эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (полотна дороги, дорожной разметки, дорожных знаков, дорожно-транспортных происшествий).

В таких случаях возникает ситуация, когда материалы возвращаются в судебные или следственные инстанции без должного исполнения, в результате чего установленные сроки затягиваются по причине элементарной неграмотности участников следственного процесса.

Главные цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте ДТП: участка дороги за пределами дорожного покрытия, состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин;

• состояние дороги в месте происшествия, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности всестороннего восприятия водителем дорожной ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения происшествия;

• определение значений параметров и коэффициентов, характеризующих передвижение транспорта и прочих объектов на месте происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления при перемещения автомобиля и прочих объектов по поверхности автомобильной дороги;

Установление факторов, связанных с обстановкой перед ДТП, которые способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия: ошибочное расположение дорожных указателей, отсутствие должных дорожных знаков, неправильная разметка дорожного покрытия, неблагоустроенность дороги и иные негативные условия ситуации.

Для автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы специалисту требуется предоставлять все материалы уголовного, гражданского, административного дела, которые относятся к происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу необходимо знать, что для исследования необходимо изучение всего имеющегося комплекса информации о ДТП.

К слову, в случаях, где основной причиной ДТП являются погодные условия обязательным документом будет являться справка о погодных условиях в момент происшествия.